Стамбул — столица восточного мира. Все что надо знать о путешествии в этот город

Турецкий Стамбул, бывший Константинополь, древняя Византия, крупнейший город и морской порт Турции. Это была столица как Византии, так и Османской империи.

Старый город-крепость Стамбул стоит на треугольном полуострове между Европой и Азией. Иногда в качестве моста, иногда в качестве барьера, Стамбул на протяжении более 2500 лет находился между конфликтами между религией, культурой и имперской властью. В течение большей части тех лет это был один из самых желанных городов в мире.

Название Византия возможно получено от имени Визаса, который, согласно легенде, был предводителем греков из города Мегара, который захватил полуостров, освободил от скотоводских фракийских племен и построил город около 657 г. до н.э. В 196 году, разрушив город за противодействие ему в гражданской войне, римский император Септимий Северус восстановил его, назвав его Августа Антонина в честь своего сына. В 330 году, когда Константин Великий посвятил город своей столицей, он назвал его Новым Римом. Монета, тем не менее, продолжала ставить штамп Византии, пока он не приказал заменить на Константинополь. В 13-м веке арабы использовали название Истинполин, «имя», которое они слышали от византийцев, — eis tēn polin, — на самом деле это была греческая фраза, которая означала «в городе». Через ряд речевых перестановок на протяжении веков это название стало Стамбулом. До тех пор, пока турецкое почтовое отделение официально не изменило название в 1930 году, город продолжал носить тысячелетнее имя Константинополь.

Площадь старого города 23 квадратных километра, но нынешние муниципальные границы простираются намного дальше. В оригинальном полуостровном городе есть семь холмов. Вокруг их склонов расположено множество мечетей и других исторических памятников, которые в 1985 году все вместе были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

По давней традиции воды, омывающие полуостров, называются «тремя морями»: это Золотой Рог, Босфор и Мраморное море. Золотой Рог — это глубокая утопленная долина длиной около 7,5 км. Ранние жители видели его в форме оленьего рога, но современные турки называют его Галич («Канал»). Босфор (Стамбул Богази) — это канал, соединяющий Черное море (Карадениз) со Средиземным морем (Акдениз) через Мраморное море (Мармара Денизи) и проливы Дарданеллы. Узкий Золотой Рог отделяет старый Стамбул (Стамбул) на юг от «нового» города Бейоглу на севере; более широкий Босфор отделяет европейский Стамбул от районов города на азиатском побережье — Ускюдар (древний Хризополис) и Кадыкей (древний Халкидон).

Подобно силам истории, силы природы нападают на Стамбул. Великие реки, такие как, Дунай, Дон, Днепр и Днестр, делают Черное море более холодным и менее соленым, чем Средиземное море. Черноморские воды устремляются на юг через Босфор, но под ними соленые теплые воды Средиземного моря проталкиваются на север, как мощный подводный поток, протекающий через тот же канал.

Некоторые заметки по Стамбулу

Климат Стамбула

Преобладающий северо-восточный ветер, или poyraz, со стороны Черного моря, иногда уступая в течение зимы ледяному взрыву от Балкан, известных как karayel, или «черная завеса», способная заморозить Золотой Рог и даже Босфор. Лодос, или юго-западный ветер, может вызвать штормы на Мраморном море.

Расположение города

Огонь, землетрясение, бунт и вторжение неоднократно разрушали Стамбул, более 60 пожаров и многочисленные землетрясения были достаточно важны, чтобы быть зафиксированными в истории. Следы этих бедствий, однако, были сметены волнами интенсивного городского развития: сегодня широкие дороги пролегают через исторические кварталы старого города, а грунтовые переулки, увешанные старыми деревянными домами, соседствуют с современными многоэтажными зданиями, офисными парками. и торговыми центрами.

Части стен Стамбула, возведённые ещё в 4 веке, дожили до наших времён. Наземные стены, которые изолируют полуостров от материка, были прорваны лишь один раз пушкой османского султана Мехмеда II (Завоевателя) в 1453 году в месте, названном Пушечными воротами (Верхняя Капысы). Стены имеют длину 7 км и состоят из двойной линии валов — внутренняя часть построена в 413 году, внешняя — в 447 — защищена рвом. Верхняя внутренняя стена имеет высоту около 9 метров и толщину 5 метров и усыпана башнями высотой 18 метров на расстоянии около 55 метров друг от друга. Из 92 башен, первоначально поднятых на внешней стене, 56 все еще стоят.

Морские стены были построены в 439. Только короткие участки их 9-метровой высокой каменной кладки все еще остаются вдоль Золотого Рога. Неповрежденные, эти стены имели 110 башен и 14 ворот. Стены вдоль Мраморного моря, которые простираются примерно на 8 км от мыса Серальо, изгибаясь вокруг дна полуострова и соединяясь с сухопутными стенами, имели 188 башен; однако их высота составляла всего около 6 метров, потому что потоки Мраморного моря обеспечивали хорошую защиту от высадки противника. Большинство этих стен все еще стоят.

Вид на Стамбул

В городских стенах находятся семь холмов, вершины которых сплющены веками, но их склоны все еще крутые и трудные. Географы исчисляют их с вершины полуострова, идущей вглубь материка вдоль Золотого Рога, последнего холма, стоящего в одиночестве, где стены суши достигают Мраморного моря.

Мосты Галата и Ататюрк пересекают Золотой Рог в Бейоглу. Каждый день перед рассветом их центральные пролеты распахиваются, чтобы обеспечить проход морским судам. Берега Рога, обслуживаемого водными автобусами, представляют собой путаницу доков, складов, фабрик и редких исторических руин. Паромы в азиатскую часть Стамбула отправляются из-под моста Галата. В Стамбуле есть три самых длинных подвесных моста в мире: мост Босфор I (Богазичи) (завершен в 1973 году), основной пролёт которого составляет 1074 метра; Босфор II, мост Фатих Султан Мехмед (1988), 1090 метров; и Босфор III, мост Султана Селима Явуза (2016), 1408 метров. Два тоннеля под Босфором, один для пассажирских железнодорожных и один для автомобильных перевозок, были открыты в 2013 и 2016 годах соответственно.

Мост Галата в Стамбуле

Бейоглу, считающийся «современным Стамбулом», остается, как и с 10-го века, иностранным кварталом. Войны и пожары оставили только несколько сооружений, которые были построены ранее, чем в 19 веке. Подход от Золотого Рога крутой, и между набережной Галаты и плато Пера проходит фуникулер. На высотах находятся большие отели и рестораны, бюро путешествий, театры, оперный театр, консульства и многие турецкие правительственные учреждения.

Начиная с 10-го века, Галата был анклавом для иностранных торговцев — главным образом генуэзцев — которые пользовались экстерриториальными привилегиями за своими стенами. После того, как османы захватили город в 1453 году, все иностранцы, которые не были гражданами империи, были ограничены этим кварталом. Вокруг дворцовых посольств находились соединения, в которые входили школы, церкви и больницы для разных национальностей. В конечном счете Галата стал слишком переполненным, так что приливы здания переместились выше по склону к открытой стране Пера. На протяжении веков иностранцы, которые хотели посетить Стамбул, где был установлен суд, могли делать это только в сопровождении одного из янычаров султана (элитных солдат).

 

Архитектура Стамбула

 

Византийские памятники города

Ничего не осталось от Византии, которую Константин выбрал местом Нового Рима, и почти ничего не осталось от могущественного города, который он построил там. Колонна Константина, Жженая колонна ((emberlitaş), вал барабанов из порфира, связанных металлическими лавровыми листьями, до сих пор стоит возле комплекса мечети Нуруосмание, но нет никаких доказательств того, что какое-либо здание в городе относится к его периоду. Константин завершил Ипподром, который начал Септимия Севера, но он был расширен и перестроен его преемниками до 5-го века. Остается только его обелиск, удаленный из Египта римским императором Феодосием I, каменный обелиск Константина VII (Porphyrogenitus; 905–959 н.э.) и Дельфийская колонна, образованная тремя переплетенными змеями (ныне безголовый) брошен после Битвы за Платеи, когда греки победили персов в 479 году до нашей эры.

Из множества колонн, которые украшали Константинополь, по-прежнему стоит основание колонны императора Аркадия (правил в 383–408 годах) в квартале Серрахпаша; колонна императора Маркиана (правил 450–457 гг.), известная по-турецки как Кызташи (Колонна Богородицы), в квартале Фатих; и на территории дворца Топкапы прекрасно сохранившаяся коринфская колонна, предположительно принадлежавшая царствованию другого императора Клавдия II (Готический; 268–270).

В долине между третьим и четвертым холмами расположен двухэтажный известняковый акведук, построенный в 366 году императором Валентом. Некоторые из огромных открытых водоемов византийской эпохи сейчас служат огородам. Закрытые цистерны, из которых осталось более 80, называют одним из самых красивых и загадочных сооружений Стамбула, Цистерна Базилика, известная на турецком языке как Еребатан Сарай («Подземный дворец») или Еребатан Сарныджи («Подземная цистерна») ) возле собора Святой Софии.

Люди города

Стамбул, как и другие крупные города в регионе, привлекает все больше мигрантов из сельской местности. Эти мигранты внесли свой вклад в рост трущоб, называемых гечеконду (буквально «ночевка»), которые не имеют санитарных удобств и ограниченного доступа к электричеству и воде. Христианские и еврейские меньшинства продолжают сокращаться как в процентном отношении к общему количеству, так и в целом. Курды сейчас составляют крупнейшее этническое меньшинство в городе.

Экономика Стамбула

 

Промышленность города

 

Стамбул является крупнейшим портом Турции и центром ее промышленности. Текстиль, пищевая промышленность, помол муки, обработка табака, цемент и стекло являются основной промышленностью города. Туризм является растущим источником дохода для Стамбула.

Турецкий транспорт

Между стенами старого города есть железнодорожное сообщение, а станция Хайдарпаша в азиатской части города является отправной точкой Багдадской железной дороги. Морские услуги включают в себя множество видов транспорта, от шлюпок и небольших паромов до международных лайнеров. Автобусы обеспечивают внутренний городской транспорт, а паромные переправы доходят до Кызыл-Адалара (Принцевы острова). Стамбульский аэропорт имени Ататюрка находится недалеко от центра города и обеспечивает как международные, так и внутренние перевозки.

Власть и общество Стамбула

Правительство

Муниципалитет, который был организован Константином как 14 районов подражания Риму, теперь разделен на районные муниципалитеты, в каждом из которых есть мэр и районный совет, члены которого избираются каждые пять лет. Районные муниципалитеты управляют своими собственными бюджетами и несут ответственность за выполнение местных задач, включая обработку отходов и выдачу разрешений на строительство.

Коммунальные услуги

В то время как в Стамбуле имеется система хлорированного и фильтрованного водоснабжения и система канализации, этих сооружений недостаточно для быстрого расширения города. Водоснабжение является проблемой, особенно летом. Чтобы способствовать расширению промышленности, было увеличено электропитание.

Здоровье и образование города

Большинство медицинских услуг сосредоточено в муниципалитете. Есть более 70 больниц, около половины из которых являются государственными.

Стамбульский университет (İstanbul Üniversitesi), основанный в 1453 году, включает факультеты литературы, науки, юриспруденции, медицины и лесного хозяйства и имеет учреждения в Беязыте, Авджиларе, Чапе, Церрапаше, Бахчекое, Кадыкёе и Шишли. Есть также технический университет на Галатской стороне Рога, а также Академия изобразительных искусств и школы технологии, коммерции и экономики. Иностранные образовательные учреждения включают Американский колледж Роберта для мальчиков (основан в 1863 году) и Американский колледж для девочек (основан в 1871 году), оба на Босфоре.

Культурная жизнь Стамбула

Культурный центр Ататюрка, расположенный на площади Таксим, является важным центром искусств, где проводятся оперные, балетные и театральные представления. В муниципальном театре работает несколько театральных домиков, а также много театральных коллективов.

Культурный центр Ататюрка в Стамбуле

В городе находится большое количество научных обществ и научно-исследовательских институтов, в том числе Турецкая юридическая ассоциация (Türk Hukuk Kurumu), Турецкое историческое общество (Türk Tarih Kurumu), Немецкий и Французский археологические институты и Институт турецкого языка (Türk Dil Kurumu). ). В Кючюкчекмедже есть центр ядерных исследований.

Есть много публичных и частных библиотек. В небольшой специализированной библиотеке Кёпрюлю (1677 г.) хранятся книги ранних османских печатных изданий и рукописные работы, которым более 1000 лет. Многие из городских мечетей, дворцов и памятников содержат музеи. Другие музеи включают в себя Археологические музеи Стамбула (Стамбул Arkeoloji Müzeleri), Музей турецкого и исламского искусства (Türk ve İslam Eserleri Müzesi) и Военный музей и культурный центр (Askeri Müze ve Kültür Sitesi Komutanlığı).

Ипподром — теперь общественный сад; Есть также множество других общественных парков. Уникальной особенностью города являются его огороды, которые связаны с открытыми цистернами, которые сформировали систему водоснабжения раннего Константинополя. Цистерны были частично застроены и называются Чукур Бостан (Полые Сады).

Футбол является популярным видом спорта, и в Стамбуле есть несколько стадионов, в том числе BJK Inönü, Vefa, Fenerbahçe Şükrü Saracoğlu, Олимпийский стадион Atatürk и Türk Telekom Arena.

Флоря и Атакёй — популярные пляжи на Мраморном море.

 

История Стамбула (Ранний период)

Византия 

Византия была одной из многих колоний, основанных с конца 8-го века до н.э. вдоль побережья Босфора и Черного моря греческими поселенцами из городов Милета и Мегары.

Персидский царь Дарий I принял поселение в 512 году до нашей эры; во время Ионийского восстания 496 года оно ускользнуло от персидского захвата, но было перетято персами. В 478 году афинский флот захватил город, который затем стал богатым и важным членом Делийской лиги. Когда афинская власть ослабла во время Пелопоннесской войны, византийцы признали спартанское владычество. Несмотря на то, что Алкивиад осадил город и захватил его, Спарта восстановила свое господство после победы над Афинами в 405 году до нашей эры.

В 343 году до нашей эры Византия вступила во вторую Афинскую лигу, сняв осаду Македонского Филиппа II три года спустя. Снятие осады было приписано божественному вмешательству богини Гекаты и отмечалось ударами монет с ее звездой и полумесяцем. Византия приняла македонское правление под руководством Александра Македонского, обретя независимость только с затмением македонской мощи. В 3 веке до н.э. городская сокровищница была истощена, чтобы откупиться от мародерствующих галлов. Свободный город под Римом, он постепенно попал под имперский контроль и ненадолго утратил свободу при императоре Веспасиане. Когда в 196 году он перешел на сторону узурпатора Песченния Нигера, римский император Септимий Северус уничтожил население, разрушил стены и аннексировал останки города Перинт (или Гераклеи, современного Мармараэрегли) в Турции.

Впоследствии Септимий Северус восстановил город на том же месте, но в более широком масштабе. Несмотря на то, что он был разграблен Галлиеном в 268 году, через два года город был достаточно силен, чтобы противостоять готскому вторжению. В последующих гражданских войнах и восстаниях, которые периодически вспыхивали в Римской империи, Византия оставалась нетронутой до прибытия императора Константина I — первого римского правителя, принявшего христианство. Преодолев армию соперничающего императора Лициния в близлежащем Хризополе 18 сентября 324 года, Константин стал главой всей Римской империи, востока и запада. Он решил сделать Византию своей столицей.

Константинополь

Константинополь

В течение трех недель после его победы были совершены обряды основания Нового Рима, и значительно расширенный город был официально открыт 11 мая 330 года. Это был акт огромного исторического предзнаменования. Константинополь должен был стать одной из великих мировых столиц, источником императорской и религиозной власти, городом огромного богатства и красоты и главным городом западного мира. До появления итальянских морских государств это был первый коммерческий город, а также главный город, который до середины 11-го века был самой сильной и самой престижной державой в Европе.

Выбор столицы Константином оказал глубокое влияние на древнегреческий и римский миры. Он сместил центр власти Римской империи, сдвинул ее на восток и достиг первого прочного объединения Греции. В культурном отношении Константинополь способствовал слиянию восточных и западных обычаев, искусства и архитектуры. Религия была христианская, организация римская, а язык и мировоззрение греческий. Концепция божественного права царей, правителей, которые были защитниками веры — в отличие от царя, как самого божественного — была развита там. Золотой солидус Константина сохранил свою ценность и служил денежным стандартом на протяжении более тысячи лет. Шли столетия — христианская империя продолжалась 1130 лет — Константинополь, столица империи, должен был стать таким же важным, как и сама империя; в конце концов, хотя территории практически сократились, столица выжила.

Новые городские стены Константина утроились по размеру Византии, которая теперь содержала имперские здания, такие как законченный Ипподром, начатый Септимием Северусом, огромный дворец, законодательные залы, несколько внушительных церквей и улицы, украшенные множеством статуй, взятых из конкурирующих городов. В дополнение к другим достопримечательностям столицы были предоставлены бесплатный хлеб и гражданство тем поселенцам, которые будут заполнять пустые пространства за старыми стенами. Кроме того, для христиан был долгожданный прием, терпимость к другим убеждениям и доброжелательность к евреям.

Константинополь был также церковным центром. В 381 году он стал резиденцией патриарха, который уступал только епископу Рима; Константинопольский патриарх до сих пор является номинальным главой православной церкви. Константин открыл первые Вселенские Соборы; первые шесть были проведены в Константинополе или около него. В 5-м и 6-м веках императоры занимались разработкой способов сохранения монофизитов в царстве. В 8-м и 9-м веках Константинополь был центром битвы между иконоборцами и защитниками икон. Этот вопрос был урегулирован седьмым Вселенским собором против иконоборцев, но не раньше, чем было пролито много крови и уничтожено бесчисленное множество произведений искусства. Восточные и западные крылья церкви разошлись, и после столетий доктринальных разногласий между Римом и Константинополем раскол произошел в 11 веке. Папа Римский первоначально одобрил Константинополь в 1204 году, а затем осудил его. Были предприняты различные попытки залечить раны, нарушение перед лицом турецкой угрозы городу, но разногласия и подозрительность и доктринальное расхождение были слишком сильны.

К концу 4-го века стены Константина стали слишком тесными для богатого и густонаселенного мегаполиса. Св. Иоанн Златоуст, написавший в конце того столетия, сказал, что у многих дворян было от 10 до 20 домов и от 1 до 2000 рабов. Двери часто делались из слоновой кости, полы были мозаичными или были покрыты дорогими коврами, а кровати и кушетки были облицованы драгоценными металлами.

Давление населения изнутри и варварская угроза извне побудили к возведению стен внутри страны у рукояти полуострова. Эти новые стены начала 5-го века, построенные во времена Феодосия II, являются теми, которые стоят сегодня.

В царствование Юстиниана I (527–565) средневековый Константинополь достиг своего зенита. В начале этого правления население, по оценкам, составляло около 500 000 человек. В 532 году большая часть города была сожжена, и многие жители погибли в ходе репрессий в ходе восстания в Нике, восстания группировок на ипподроме. Восстановление разрушенного города дало Юстиниану возможность участвовать в программе великолепного строительства, от которого все еще осталось много зданий.

В 542 году город был поражен чумой, которая, как говорят, убила трех из каждых пяти жителей; упадок Константинополя датируется этой катастрофой. Не только столица, но и вся империя томились, и медленное восстановление не было видно до 9-го века. В этот период город часто осаждали персы и аварцы (626), арабы (674–678 и снова с 717 по 718), булгары (813 и 913), русские (860, 941 и 1043) и странствующий тюркский народ — печенеги (1090–91). Все были неудачны.

В 1082 году венецианцам были выделены кварталы в самом городе (ранее в Галате через Золотой Рог располагался лагерь для иностранных торговцев) с особыми торговыми привилегиями. Позднее к ним присоединились писанцы, амальфитанцы, генуэзцы и другие. Эти итальянские группы вскоре получили удушение по поводу внешней торговли города — монополию, которая была окончательно сломлена резней итальянцев. Некоторое время итальянским торговцам снова разрешалось поселиться в Галате.

В 1203 году армии Четвертого крестового похода, отклоненные от своей цели на Святой Земле, предстали перед Константинополем — якобы для восстановления законного византийского императора Исаака II. Хотя город пал, он оставался под собственным правительством в течение года. Однако 13 апреля 1204 года крестоносцы ворвались в город, чтобы разграбить его. После общей бойни грабежи продолжались годами. Рыцари крестоносцев установили одного из них, Болдуина Фландрского, как императора, а венецианцы — главные зачинщики крестового похода — взяли под контроль церковь. В то время как латиняне разделили остальную часть царства между собой, византийцы укрепились через Босфор в Никее (теперь Изник) и в Эпире (теперь северо-западная Греция). Период латинского правления (1204 до 1261) был самым катастрофическим в истории Константинополя. Даже бронзовые статуи были расплавлены для монет; все ценное было взято. Священные реликвии были вырваны из святилищ и отправлены в религиозные учреждения в Западной Европе.

В 1261 году Константинополь был захвачен Михаилом VIII (Палеологом), греческим императором Никее. В течение следующих двух веков шаткая Византийская империя, которой угрожали как со стороны Запада, так и растущей мощи османских турок в Малой Азии, вела ненадежное существование. Некоторое строительство было выполнено в конце 13-го и начале 14-го веков, но после этого город был в упадке, полный руин и участков пустынной земли, что контрастировало с процветающим состоянием Галаты через Золотой Рог, которое было предоставлено генуэзцам. Византийским правителем Михаилом VIII. Когда турки пересекли границу Европы в середине 14 века, судьба Константинополя была решена. Неизбежный конец был остановлен поражением турок от рук Тимура (Тамерлана) в 1402 году; но в 1422 году османский турецкий султан Мурад II осадил Константинополь. Эта попытка потерпела неудачу, только повториться через 30 лет. В 1452 году другой османский султан Мехмед II приступил к блокаде Босфора, возведя крепкую крепость в самом узком ее месте; эта крепость, называемая Rumelihisarı, до сих пор является одной из главных достопримечательностей проливов. Осада города началась в апреле 1453 года. Турки имели не только подавляющее численное превосходство, но и пушку, которая прорвала древние стены. Золотой Рог был защищен цепью, но султану удалось вытащить свой флот по суше от Босфора до Золотого Рога. Последнее нападение было совершено 29 мая, и, несмотря на отчаянное сопротивление жителей, котором оказали помощь генуэзцы, город пал. Последний византийский император, Константин XI (Палеолог), был убит в бою. На три дня город был заброшен для разграбления и расправы, после чего султан восстановил порядок.

Века роста Стамбула

Когда Константинополь был захвачен, он был почти безлюден. Мехмед II начал переселять его, перенося в него население из других завоеванных областей, таких как Пелопоннес, Салоники (современные Салоники) и греческие острова. К 1480 году население выросло до 60 000 — 70 000 человек. Собор Святой Софии и другие византийские церкви были превращены в мечети. Греческий патриархат был сохранен, но переехал в церковь Девы Паммакаристос (мечеть Фетхие), чтобы позже найти постоянный дом в квартале Фенер (Фанар). Султан построил Старый Серальо (Эски Сарай), теперь разрушенный, на месте, занимаемом в настоящее время университетом, а чуть позже Дворец Топкапы (Серальо), который все еще существует; он также построил мечеть Эйюп во главе с Золотым Рогом и мечеть Фатиха на месте базилики Святых Апостолов. Столица Османской империи была перенесена в Константинополь из Адрианополя (Эдирне) в 1457 году.

После Мехмеда II Стамбул пережил длительный период мирного роста, прерванный только стихийными бедствиями — землетрясениями, пожарами и эпидемиями. Султаны и их министры посвятили себя строительству фонтанов, мечетей, дворцов и благотворительных фондов, чтобы вскоре облик города был полностью преобразован. Самый блестящий период турецкого строительства совпадает с правлением османского правителя Сулеймана Великолепного (1520–66).

Следующее крупное изменение в истории Стамбула произошло в начале 19-го века, когда приближалось расчленение Османской империи. Этот период известен как эпоха внутренних реформ (Танзимат). Реформы сопровождались серьезными беспорядками, такими как резня янычаров на ипподроме (1826). С победой прогрессивного османского султана Махмуда II над консервативной оппозицией началась вестернизация Стамбула. Постоянно рос поток европейских посетителей, которые с 1830-х годов могли добраться до Стамбула на пароходе. Первый мост через Золотой Рог был построен в 1838 году. В 1839 году османский султан Абдулмецид I издал устав, гарантирующий всем его подданным, независимо от их религии, безопасность их жизни и благосостояния. Процесс вестернизации еще более ускорился в результате Крымской войны (1853–56) и расквартирования британских и французских войск в Стамбуле. Последняя часть 19-го и начало 20-го века были отмечены введением различных общественных услуг: европейская железная дорога, ведущая в Стамбул, была начата в начале 1870-х годов. Подземный туннель, соединяющий Галату и Перу, был закончен в 1873 году; регулярное водоснабжение Стамбула и поселений на европейской стороне Босфора было доставлено из озера Теркос на побережье Черного моря (в 29 милях от города) французской компанией La Compagnie des Eaux после 1885 года; электрическое освещение было введено в 1912 году, а электрические уличные машины и телефоны — в 1913 и 1914 годах. Адекватную систему канализации пришлось ждать до 1925 года и позже.

Современный Стамбул

В первой четверти 20-го века были различные разрушения, отмечающие смерть Османской империи и рождение современной Турции. В 1908 году город был оккупирован армией младотурок, которые свергли ненавистного султана Абдулхамида II. Во время Балканских войн (1912–13) Стамбул был почти захвачен болгарами. На протяжении всей Первой мировой войны город находился в блокаде. После заключения перемирия (1918 г.) он был помещен под британскую, французскую и итальянскую оккупацию, которая продолжалась до 1923 г. Греко-турецкая война в Малой Азии, а также русская революция привели тысячи беженцев в Стамбул. С победой националистов при Мустафе Кемале Ататюрке султанат был упразднен, а последний османский султан Мехмед VI бежал из Стамбула (1922). После подписания Лозаннского договора Стамбул был эвакуирован союзниками (2 октября 1923 года), а Анкара была выбрана столицей Турции (13 октября 1923 года). 29 октября была провозглашена Турецкая Республика. Из-за нейтралитета Турции в течение большей части Второй мировой войны, Стамбул не пострадал, хотя после вторжения на Балканах Ось боялась вторжения Германии.

Современный Стамбул

В период после Второй мировой войны численность населения Стамбула резко возросла, поскольку огромное количество сельских жителей переехали в город в поисках работы. Это почти 10-кратное увеличение населения города во второй половине 20-го века создало огромную нагрузку на инфраструктуру Стамбула, и, по образцу, типичному для крупных городов Ближнего Востока, перенаселенность, загрязнение окружающей среды и недостаточное городское обслуживание стали основными социальными проблемами. Аналогичным образом, в регионе, подверженном бурной сейсмической активности, распространение некачественных и незарегистрированных сооружений в значительной степени способствовало увеличению числа погибших во время землетрясений; в августе 1999 года под Стамбулом в результате тремора погибли более 15 000 человек.

Эти события происходили на фоне города, профиль которого быстро изменился в результате взрыва в использовании автомобилей. Большие участки города были снесены или расчищены, чтобы освободить дорогу для современных автомагистралей, что еще больше способствовало разрастанию городов, и к концу столетия были предприняты крупные проекты по соединению азиатской и европейской сторон города автомобильным и железнодорожным транспортом.

Карта Стамбула

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о